Станковский В., 2001 г.
Станковский Виктор,
патентный поверенный РФ,
генеральный директор Санкт-Петербургского офиса
юридической фирмы «Городисский и Партнеры»,
«Энотека», №4, 2001
Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Хорошо, если вино благородного, старинного рода с традициями. Здесь – никаких сомнений: имя на роду написано. Например, БУРГУНДСКОЕ, или БОРДО, или "простенькое" Мюскадэ де Севр э Мэн. Можно получить имя в наследство от "родителей" – страны происхождения и сорта винограда: КАБЕРНЕ, МЕРЛО, СОВИНЬОН.
А как же быть "новорожденным", у которых мать – вся Франция, отец – весь красный виноград, а свет они увидели в России? Вино не может оставаться безымянным. Но и ничьим тезкой тоже быть не может. Поскольку здесь имя – не только имя, но и товарный знак, охраняемый законом.
Чтобы не ошибиться, на семейный совет по поводу "как назвать" стоит позвать "крестного" – патентного поверенного. Уж он-то точно знает, в какие "святцы" следует заглянуть, чтобы вино обрело единственное и неповторимое имя. И никто бы не смог его этого имени лишить.
О товарных знаках, порядке их признания, о том, кто решает "быть или не быть", мы беседуем с директором ООО «Городисский и Партнеры», Санкт-Петербург, патентным поверенным РФ Виктором Станковского.
- Не вижу особой проблемы. Собственно говоря, о чем долго думать? Вино – это праздник, РАДОСТЬ ЖИЗНИ, событие. Пусть будет СВАДЕБНЫМ ИЛИ ВЕНЧАЛЬНЫМ.
- Не спешите. РАДОСТЬ ЖИЗНИ, СВАДЕБНОЕ, К СВАДЬБЕ, ВЕНЧАЛЬНОЕ – все эти названия давно имеют владельцев. И без их согласия так назвать новое вино нельзя. Заняты также НЕЖНОСТЬ, СЕРЕБРЯНАЯ СВАДЬБА, СВАДЕБНЫЙ КОРТЕЖ, МОРЕ ЛЮБВИ, ИСКУШЕНИЕ…
-Хорошо. А, скажем, что-нибудь наше, российское?
- Пожалуйста – РУССКАЯ ДУША, РУССКОЕ ПОЛЕ, РЯБИНОВОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ.
- Женские имена?
- Сколько угодно – ТАТЬЯНА, ДАРЬЯ, АНАСТАСИЯ, НАДЕЖДА. И даже НЕЗНАКОМКА.
-Идея! Знаки зодиака, символы восточных календарей!
- И об этом уже подумали: ГОД ТИГРА, ГОД КРЫСЫ, ГОД СОБАКИ, ГОД ЗМЕИ и т.д.
-Что-то грустно стало…
- Как раз под настроение – ОСЕННЕЕ, БАГРЯНОЕ, ЛУННАЯ СОНАТА, ДУШЕВНЫЙ РАЗГОВОР.
-Пожалуй, пора в монастырь подаваться.
- В таком случае – МОНАСТЫРСКАЯ ИЗБА, ЦЕРКОВНОЕ, ПАСХАЛЬНОЕ, ВЕЧЕРЯ, РОЖДЕСТВЕНСКОЕ. Можно продолжить.
- Спасибо, достаточно. Что же, выходит, практически все слова заняты?
- Не совсем так. Действительно, если вы придумали для вина оригинальное имя и хотите, чтобы оно было неповторимым, необходимо зарегистрировать его в ачестве товарного знака. Для этого следует подать в Роспатент заявку. Эксперты Роспатента рассмотрят ее в порядке очереди и решат, закрепить ли за вами право на выбранное название, нет ли подобного среди уже зарегистрированных или заявленных ранее. Приоритет будет у того, кто первым подал заявку. Что же касается свободных слов… Русский язык, как известно, богат. А на сегодняшний день по классу "вино и алкогольные напитки" в России зарегистрировано всего-то чуть более 10 тысяч товарных знаков. Так что простор для творчества имеется. Нужно только проявлять фантазию и не быть банальным.
- Да, не так все просто. А, кстати, как быть с ШАМПАНСКИМ? Французы, как известно, недовольны тем, что в России производится "Советское шампанское".
-Шампань – провинция во Франции, ШАМПАНСКОЕ, соответственно, - вино родом из Шампани, а никак не из России или других мест. Потому французы и недовольны существованием нашего Шампанского. В 1997 г. Россия приняла обязательство запретить использование обозначений "шампанское" и "коньяк" для отечественных товаров, идущих на экспорт. А внутри страны – постепенно, в течение 20 – 25 лет, заменить "шампанское" на "игристое".
К слову, в ответ на претензии французской стороны, известный производитель водки Борис Смирнов предложил объявить слово "водка" исключительно российским обозначением и запретить иностранцам его использовать.
Но вернемся к Шампанскому. Российские виноделы не намерены так просто отказываться от полюбившегося названия и предпринимают попытки зарегистрировать его как товарный знак.
- Разве это возможно?
- Существуют любопытные регистрации товарных знаков: "ШАМАНСКОЕ", "Шамп. Аннское". Расчет, конечно, делается на невнимательных покупателей.
- Теперь ясно, что выбрать имя для вина – не так-то просто. Но к кому обратиться за помощью в этом вопросе?
- В решении проблем, связанных с выбором товарных знаков, их регистрацией в Роспатенте, защитой прав владельцев вплоть до судебных разбирательств помогут патентные поверенные. Они владеют информацией о зарегистрированных в России товарных знаках, умеют правильно составить заявку, чтобы у экспертов Роспатента не возникало формальных претензий.
Но должен предупредить, что регистрацию товарного знака следует начинать задолго до выхода нового вина на рынок. Дело в том, что процесс рассмотрения заявки и последующей экспертизы, по результатам которой принимается решение о регистрации, длится более года. Еще несколько месяцев придется ждать оформления и выдачи свидетельства, подтверждающего права владельца на товарный знак.
Причем свидетельство, выданное Роспатентом, служит гарантией защиты прав только на территории России. Если планируются экспортные поставки, необходимо зарегистрировать товарный знак в странах, чьи рынки вас интересуют.
- Спасибо за интересную и полезную информацию.
- Пожалуйста. И, как говорится, В ДОБРЫЙ ПУТЬ (это, кстати, тоже товарный знак).