ГлавнаяНовости BrandScience подвело итоги исследования влияния COVID-19 на поведение потребителей

BrandScience подвело итоги исследования влияния COVID-19 на поведение потребителей

Большая часть человечества провела в самоизоляции несколько месяцев. И за это время исследования показали стремительное изменение привычного уклада семьи, формирование новых моделей отношения к свободному времени, рабочим процессам, общению и потреблению. Однако сейчас, на фоне ослабления ограничений, общество стремится как можно скорее вернуться в привычное русло.

Если в середине мая 51% респондентов отмечали, что людей на улице стало больше, то на неделе 23.07−29.07 таких стало уже 61%, а число констатирующих пробки на дорогах удвоилось по сравнению с маем. До ужесточения в ряде регионов масочного режима, которое произошло в начале августа, россияне замечали, что все меньше людей ходят в масках и перчатках (52% в начале июля vs 39% на последней неделе июля).

Тем не менее, люди сохраняют настороженность и опасаются повторения весенней ситуации. Почти 60% считают, что в России начнётся вторая волна COVID-19, а 65% думают, что в этом случае власти вновь введут режим самоизоляции. При этом многие уже столкнулись с кризисными проявлениями: 56% респондентов отметили увеличение цен на все продукты и виды услуг, 44% заметили общий экономический спад, 41% россиян столкнулись с сокращением доходов, а каждого третьего (32%) тревожит, что стало меньше свободы в принятии решений — отъезд, смена работы, смена образа жизни.

Усилилось внимание к своему здоровью и желание уехать на отдых

Жизнь онлайн настолько вошла в привычку, что продолжается и после ослабления и отмены режима самоизоляции. 48% заявляют, что продолжат пользоваться доставкой готовой еды, а 40% — продуктов питания.

Кроме того, 18% респондентов отметили, что стали больше интересоваться благоустройством дома и ремонтом, у 49% интерес остался на том же уровне, что и во время самоизоляции.

За это время люди всерьез стали задумываться о своем самочувствии: 44% ощущали тревогу за свое здоровье, 19% стали больше заботиться о себе, а 38% наконец-то стали высыпаться.

Вопрос отпускных планов стал более насущным: 20% опрошенных были вынуждены к концу месяца отменить запланированный на лето отпуск, а почти половина респондентов (48%) либо не изменили в планах ничего, либо скорректировали место отдыха или время его проведения на более позднее. Большинство опрошенных (34%) планируют провести отпуск на даче — на 36% больше, чем неделю назад. Ещё примерно столько же (33%) планируют взять отпуск и остаться дома. Чуть больше четверти опрошенных планируют отправиться в путешествие по России на автомобиле или автобусе. Рост желающих особенно заметен среди москвичей (33% на неделе 23.07−29.07 vs 12% на неделе 16.07−22.07).

Телесмотрение упало ниже уровня 2019 года

Во время пандемии не только выросло потребление контента в интернете, но и телесмотрение, в том числе среди нехарактерной для этого канала молодой аудитории.

Однако, по данным Mediascope, телесмотрение в июле 2020 года вернулось на уровень 2019 года и даже немного снизилось. В последнюю неделю месяца (23.07−29.07) время телепросмотра среди всех жителей крупных городов старше 4 лет снизилось на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 205 минут в день. Снижение произошло во всех возрастных группах, кроме аудитории 65+ лет — среди них показатель увеличился на 5%. Самое большое падение телепросмотра в последнюю неделю июля 2020 наблюдалось у мужчин 18−30 лет — минус 19%.

Многие интернет-привычки остались и после окончания локдауна. Так же, как и во время изоляции, 54% людей смотрят фильмы и сериалы онлайн, 55% занимаются хобби онлайн, 60% слушают музыку, 58% посещают новостные сайты.

А вот интерес к образовательным ресурсам уже упал: 55% не используют их в принципе, 12% отметили, что стали использовать их реже.

Роль социальных сетей также меняется на глазах, внезапно они превратились в один из основных источников информации — отвечая на вопрос «Где вы чаще узнаете новости, получаете информацию о ситуации, связанной с пандемией?» 57% назвали ленту соцсетей.

Также меняется позиция наружной рекламы — после снятия ограничений люди вернулись на городские улицы, однако для передвижения делают выбор в пользу пеших прогулок или личного транспорта, что обеспечивает не только рост трафика, но и повышает качество контакта с сообщением.

Кризис способствовал развитию диджитала

Некоторые компании так и не вернулись к нормальному режиму после снятия ограничений. Так, примерно 20% российских предприятий малого и среднего бизнеса не смогли возобновить работу после снятия режима самоизоляции. Не работают примерно 50% спортивных центров, на 38% сократилось число спа- и массажных салонов.

В то же время, многим бизнесам удалось пережить тяжелые времена, а некоторым даже нарастить продажи. Это относится, в первую очередь, к востребованным в период самоизоляции категориям — продукты питания, игровой и видеоконтент, товары для дома и прочее. Также все это время наблюдался взрывной рост онлайн-подписок и сервисов доставки.

Многие компании в период локдауна перепрофилировались из непродовольственных в продовольственные, а из сервисных — в торговые, что позволило им продолжить работу и в кризисный период.

Чувствительные к цене потребители на фоне экономической неопределенности стали еще больше ориентироваться на промоакции: 30% покупателей в России стали чаще, чем до пандемии, искать в магазинах товары со скидками. Как рассказал генеральный директор ГК «О'КЕЙ» Армин Бургер, за время кризиса компания полностью пересмотрела свой подход к повышению лояльности потребителей. «В результате мы разработали новую бонусную программу, которая полностью заменила нашу прежнюю дисконтную систему», — отметил он.

Бизнес стремится стабилизировать спрос

В целом настроение, с которым общество входит в новый сезон, можно назвать осторожно оптимистичным. Люди, очевидно, устали от ограничений, а для многих бизнесов, особенно ориентированных на офлайн-потребление, стабилизация спроса — это вопрос выживания.

 

Вернуться назад